Календарь развития ребенка по месяцам до года

Рождение младенца в семье – это не только знаменательное и счастливое событие, но и очень ответственный переход на новую ступень общения, ведь кроху воспитывает и растит окружение или среда. Именно поэтому важно обеспечивать развитие ребенка по месяцам до года и позже, уделяя максимум внимания новорожденному и постоянно развивая его способности. Это относится ко всем аспектам: от интеллектуального до физического. К чему стоит стремиться, постоянно развивая своих детей? Расскажет подробнее данная статья.

Нормы развития ребенка

imageВ современной педиатрии существует целый календарь развития ребенка по месяцам, в котором отражены все навыки младенцев, приобретенные ими по ходу роста.

Каждый промежуток времени до года – это определенный шаг, сделанный крохой в нашем большом мире.

Ему предстоит пройти долгий путь до становления более или менее успешным человеком, который способен обслуживать себя сам: самостоятельно кушать, одеваться, общаться, выполнять несложную работу, а также многое другое.

Изменения, происходящие на первом году жизни очень важны. Для нас действия, которым обучается новорожденный, уже рефлекторны и привычны. Мы даже не задумываемся о том, что выполняем их и затрачиваем какие-то усилия. Для младенца же это целая наука!

[stop]Важно! Развитие каждого индивидуально. Например, кто-то вообще не начинает ползать, а сразу ходит, невзирая ни на какие исследования и таблицы. Именно поэтому не стоит волноваться, если ваше чадо не делает чего-то такого, что он уже «должен» выполнять. Разница в 1-2 ступени вполне допустима. Но все же стоит присматриваться к крохе, не тормозится ли развитие скрытым заболеванием.[/stop]

1-6 месяцев

Нормы развития ребенка делятся на несколько этапов. Самый первый этап новорожденности длится с первого до третьего, но часто новорожденным считают любого младенца до достижения первой серьезной даты – полугода, т.к. в это время кроха пробует самостоятельно садиться и уже не ведет постоянный лежачий образ жизни. С этого времени новорожденный становится не младенцем, а малышом.

Первый же месяц жизни считается настоящим периодом адаптации не только для ребенка, но и для родителей. Последние должны усвоить элементарные правила ухода и кормления, а также суметь организовать досуг во время бодрствования.

[warning]Обратите внимание! Плюс ко всему этот месяц очень тяжел для мамы, т.к. она не только привыкает к грудному вскармливанию, но и восстанавливает силы после родов. Именно поэтому важна поддержка родных и близких, которая заключается не в том, чтобы отвлечь ребенка на себя, и дать маме перемыть всю квартиру, а также наготовить кучу блюд, а напротив, предоставить ей время самостоятельного отдыха.[/warning]

imageВ первый месяц важно понять само чадо. У вас мальчик или девочка? От этого также зависит характер ребенка.

Будет ли он много капризничать, либо напротив, проведет дни спокойно и весело? А может быть ваш малыш — жаворонок и всегда будет поднимать вас с рассветом?

Или того хуже, он – сова и будет так трудно уложить вечерами? Все это должно сложиться в общую схему, которая называется режим. Именно он помогает правильно развивать навыки ребенка до года.

В первое время своей жизни новорожденный отсыпается после процесса рождения и спит практически 70% суток. Частым является такой режим: час через три. Младенец спит ровно три часа, а потом просыпается, чтобы покушать, пообщаться с окружающими и сходить в туалет.

Как развивать ребенка в период этого кратковременного бодрствования? Самым лучшим методом будет общение. Если с крохой постоянно разговаривают в этот период, то к концу первого месяца он уже сам освоит такой навык, как «гуление», то есть будет издавать хаотичные звуки отвечая на ваши слова.

[stop]Важно! В это время самым главным является интонация. Кроха не понимает ни одного вашего слова, кроме пожалуй, «мамы», означающей заботу, еду, питье и вообще половину окружающего мира. Поэтому избегайте резких звуков в вашей речи, а также старайтесь говорить негромко и доброжелательно, чтобы не напугать.[/stop]

Что умеет ребенок? Сжимает кулачки, рефлекторно и хаотично машет ручками, плачет, причем плач может быть разным. Громкий и требовательный – значит что-то не так, например, болит живот, либо хочется есть. Если плач зовущий и «мычащий», значит малышу стало скучно и одиноко, и так «ласково» он зовет маму.

Вторые тридцать дней жизни ребенка уже посвящены перестройке своего режима и переходу на 3-4 кратковременных сна, между которыми есть периоды бодрствования. С каждым разом они увеличиваются во времени.

imageКак развивать ребенка? Начать использовать погремушки. Они не только помогут развитию двигательной активности, но и поспособствуют улучшению координации движений.

В это время младенец уже способен на несколько секунд фокусировать взгляд на мамином лице, либо на яркой игрушке. Нужно повесить над колыбелькой несколько красивых и не пугающих ярких погремушек.

Их не должно быть более 2-3, чтобы новорожденный не устал от излишнего разнообразия. Вешать их надо так, чтобы можно было достать их ручками.

Важно приучить малыша к разным звукам: например, к негромкой музыке, к шуму магистрали за окном и на улице, к тихо работающим электроприборам и т.д. Это поможет адаптировать крохотное сознание и не будет пугать своей внезапностью.

Что умеет ребенок?

  • активно «агукает»;
  • демонстрирует оживление при появлении знакомого человека;
  • может следить за предметом взглядом;
  • пытается удержать погремушку, а также начинает расправлять сжатые в коленях ножки.

Третий период ознаменовывается большой физической активностью. Новорожденный пытается повернуться на бок и немного подвигаться, пока только имитируя ползательные движения. Главный навык – это поднятие головы и удержание ее в течение нескольких секунд. Если есть соска, то он пытается ее вытащить и поставить «на место».

Что умеет ребенок?

  • реагирует на свет и звук;
  • впервые начинает улыбаться;
  • активно брыкается ножками и сознает, что у него есть ручки, рассматривает их подолгу;
  • расправляет ладошки и тянется к выбранному предмету, например, яркой игрушке;
  • все тянет в рот, так малыш «пробует» окружающий мир на вкус;
  • держит голову и отталкивается от опоры ножками, если держать кроху над горизонтальной поверхностью.

На четвертом рубеже развитие ребенка до года, например, девочки достигает своего пика. С 4 до 6 месяцев он крайне активен именно физически. В этот период закладываются большие навыки: ползание, бросание, вставание на четвереньки, и конечно же умение сидеть.

imageПочему именно девочки? Потому что мальчики все делают чуть позже, на месяц-полтора. Это не зависит ни от каких факторов, а просто так заложено природой и утверждено опытным путем исследований педиатров всего мира.

Как правильно развивать ребенка, начиная с четырех до достижения им полугодовалого возраста? Очень важно стимулировать двигательную активность, давая маленькие задания.

Например, располагать игрушки на некотором расстоянии от младенца. Давать ему как можно больших «хвательных» игрушек из природных материалов, например, дерева. Также нужно помогать ему дальше познавать мир, помогая садиться и передавая различные предметы.

Что умеет с 4-месяцев до 6:

  • пытается садиться;
  • активно ползает по-пластунски;
  • встает на четвереньки;
  • наклоняется и поворачивается;
  • пытается есть ложкой из тарелки и пьет из чашки, если помочь ему и подержать ее;
  • может найти взглядом искомый объект;
  • с любопытством изучает игрушки и даже ломает их;
  • пытается говорить первые слоги «ма», «па», «ба», пытается соединить их, может подпевать себе типа «ля-ля-ля», «мя-мя», «ня-ня».
  • любит играть в «Ку-ку».

[warning]Обратите внимание! Самым важным является то, что он уже понимает половину речи взрослых, поэтому нужно как можно внимательнее подбирать слова в разговоре при крошке, и ни в коем случае не устраивать ссор и споров. В этот период настраивается эмоциональная система малыша, он часто меняет свое настроение и пытается подстроиться под окружающий мир со всем его многообразием, поэтому не стоит нагружать младенца еще больше.[/warning]

7-12 месяцев

imageНа седьмом шаге продолжается двигательная активность и можно уже отследить характер крохи до конца: у вас вечно занятый своими делами и делишками непоседа или флегматичный и тихий карапуз, который может часами рассматривать картинки, свои ручки или маму с папой?

Большими навыками, которые появляются в этот период, являются: самостоятельное вставание у опоры, длительное ползание, вставание на колени, а также запоминание окружающих предметов.

Это время «кишечных инфекций», так как ваше чадо начинает есть не только грудное молоко или специальную смесь, но и другую еду, вводимую родителями в его рацион. А также начинает подбирать с пола все, что найдет. Это могут быть ваши тапочки, игрушки, щеки, веники, совки и т.д.

[advice]Совет! В данном возрасте он пробует на вкус все, что видит, поэтому нужно следить за постоянной гигиеной помещения. Желательно делать влажную уборку каждое утро или через день. Следите также за чистотой игрушек. В это время лучше убрать все «мягкие» игрушки и оставить те, которые легко помыть с мылом или протереть влажной салфеткой.[/advice]

Что умеет:

  • с уверенностью сидит;
  • перебирает ногами при «ходьбе», когда мама его поддерживает под мышки;
  • пьет из кружки;
  • сам встает у опоры;
  • играет со взрослыми, улыбается, гулит и проводит ассоциативный ряд, например, подражает звукам животных;
  • бросает игрушки, стучит ими, ломает и всячески изучает;
  • понимает слово «нет» или «нельзя».

С восьмой по десятую ступень развития кроха нуждается в особом тщательном контроле, так как может упасть с мебели, подоконников, стульев и т.д.

Он пытается карабкаться, ползает, встает и перебираться на небольшие возвышения. Именно поэтому нужно постоянно следить за тем, что делает карапуз.

Ребенок в это время активно играет, проявляет любознательность к сверстникам(хотя это индивидуально, и зависит от характера), начинает «жадничать» и тянуть игрушки к себе.

Делает осознанные и точные движения: надевает кольца на пирамидки, закрывает баночки крышками и т.д. Может даже пытаться танцевать под музыку и притопывать, стоя у опоры.

Что умеет в промежуток с 8 до 10:

  • садится из положения стоя;
  • очень быстро ползает;
  • хлопает в ладошки;
  • встает у опоры, танцует;
  • копирует мимику взрослых, может наморщить лицо и захихикать;
  • кладет предметы один в другой;
  • перетаскивает с места на место игрушки;
  • знает части своего лица или тела (это зависит от обучения взрослых);

Одиннадцатый и двенадцатый шаги практически слиты друг с другом. Ребеночек уже как бы «взрослый», так он умеет выполнять все двигательные навыки сформировавшегося человека. Однако, именно в этот период формируется основной навык – умение ходить.

Чему учить ребенка в год? Конечно же умению держать равновесие при ходьбе, а также пытаться повторять за взрослыми различные движения. Малыш в этом возрасте достаточно окреп для того, чтобы учить его держаться ручками и подтягиваться на поручнях, преодолеть лестничные пролеты, а также научиться бегать.

В плане интеллектуального развития с 7 до 12 месяцев на первый план выходят ролевые игры, чтение сказок, просмотр мультфильмов и разнообразных предметных картинок, строительство из кубиков и огромное количество живого общения.

Карапуз знает все предметы, показывает их пальцев и пытается назвать. Сам пьет из кружки, пытается сам есть и правильно держать ложку. Ходит на улице за ручку и запоминает произошедшие события.

Непоседливое чадо можно задействовать в любое занятие взрослого. Даже если мама чистит морковь к варившемуся супу, карапуз в это время может ей приносить овощи.

Если мама моет полы, то непоседа с готовностью держит швабру и даже сам пытается «помыть» пол. Это важно не для того, чтобы сразу в детстве «запрячь» маленького человека в бытовое рабство. Такое воспитание помогает вырастить деятельного и не ленивого, который с готовностью будет включаться в любое начатое дело.

Видео: как развивается ребенок до года

Вывод

Таким образом, вопрос о том, что должен уметь ребенок по месяцам достаточно обширен. В нашей статье приведены лишь усредненные показатели умственной и физической активности крохи. Самое важное, это уделять максимум внимания и запастись терпением в обучении необходимым навыкам, так как каждый новорожденный – это не еще не личность. Личностью детку делают родители, а также родные и близкие, принимающие деятельное участие в развитии и воспитании.

Частые вопросы

Какие основные этапы развития ребенка происходят в течение первого года жизни?

В течение первого года жизни ребенка происходит масса изменений и достижений. В первые месяцы ребенок начинает поднимать голову, различать звуки, улыбаться в ответ на внимание. Затем он начинает переворачиваться, сидеть, ползать, вставать на ноги и, наконец, делать первые шаги.

Какие месяцы являются ключевыми для определенных навыков и умений у ребенка?

Каждый месяц в первом году жизни ребенка важен и определяет новые навыки и умения. Например, к концу третьего месяца ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбку, к шестому месяцу он может сидеть без поддержки, а восьмой месяц – это обычно время, когда ребенок начинает ползать.

Какие факторы могут влиять на индивидуальное развитие ребенка в первый год жизни?

Индивидуальное развитие ребенка в первый год жизни может зависеть от различных факторов, таких как генетика, окружение, здоровье, питание и стимуляция. Некоторые дети могут достигать определенных милейстоунов развития раньше или позже, и это вполне нормально.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Следите за развитием ребенка по общепринятым нормам, но помните, что каждый ребенок уникален, и его развитие может отличаться от стандартных показателей.

СОВЕТ №2

Обеспечьте ребенку комфортные условия для развития: игрушки, книги, место для ползания и игр, а также время для общения с ним.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на питание ребенка: введение новых продуктов должно соответствовать его возрасту и физиологическим потребностям.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации